Муниципальное образование Ейский район муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа № 26 имени Ивана Андреевича Пулина ст. Должанской муниципального образования Ейский район УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол №1 от « 30 » августа 2023года Председатель педсовета Н.В. Иванченко РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По курсу «Что мы знаем про то, что нас окружает» Уровень образования: начальное общее образование, 1-4 класс Количество часов: 135 Программа курса Что мы знаем про то, что нас окружает» составлена на основе сборника рабочих программ по внеурочной деятельности начального, основного и среднего общего образования. Авторы – составители: О. И. Лагутенко, И. Ю. Алексашина. М.: Просвещение, 2020 I. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Что мы знаем про то, что нас окружает» Учащиеся — получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; — обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности; — приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социальногуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст им ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении; — получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рациональнонаучного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; — познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинноследственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; — получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТсредствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио— и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений; — примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо— и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Выпускник научится: • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологически грамотного поведения в школе, в быту и природной среде; • узнавать и описывать изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; • проводить наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; • следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; • использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; • использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Выпускник получит возможность научиться: • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото— и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; • выполнять правша безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. II. Содержание курса внеурочной деятельности «Что мы знаем про то, что нас окружает» Программа рассчитана на 135 учебных часов в режиме внеурочной деятельности и может быть предложена для учащихся 1-4 классов. Содержание программы учитывает требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (далее — образовательная программа), основная представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования второго поколения; наполнение фундаментального ядра содержания общего образования; программу развития и формирования универсальных учебных действий Часть 1. Раздел 1. Мой мир Природа — наш дом. Значение природы в жизни человека. Отношение человека к природе. Роль природы в жизни человека. Природа как источник всего необходимого для жизни человека: воздуха, воды, пищи. Моя роль в жизни природы. Сохранение природы. Деятельность человека по сохранению природы. Что помогает мне познавать природу. Роль органов чувств в познании природы. Как изучают природу. Наблюдение. Эксперимент (опыт). Измерения при проведении опыта. Измерительные приборы (часы, секундомер, линейка, термометр). Природа вокруг меня. Многообразие в природе. Природа в творчестве. Роль человека в жизни природы. Раздел 2. Осень Времена года. Смена времён года. Влияние времени года на жизнь человека. Признаки осени. Изменения растений осенью. Многообразие окраски осенних листьев. Деревья осенью. Взаимосвязь растительного и животного мира. Роль грибов в природе. Подготовка животных к зиме: жилище, корм, защитная окраска. Насекомые осенью. Наблюдение за муравейником. Поведение птиц осенью. Изменения окраски и поведения животных осенью. Осень в зоопарке. Деятельность человека осенью. Охрана природы. Раздел 3. Зима Признаки зимы. Наблюдение за снежинками. Почему почва не промерзает под снегом. Снег и лёд. Исследование образования льда и его свойств. Растения зимой. Зимний парк. Изучение следов животных. Животные зимой. Трудности жизни животных зимой. Подкормка животных зимой. Изготовление новогодних игрушек из природных материалов. Часть 2. Раздел 1. Провожаем зиму Птицы зимой. Подкормка птиц. Изготовление кормушки. Запас корма. Забота о зверях и рыбах зимой. Поведение животных в зоопарке в зимнее время. Деятельность человека зимой. Раздел 2. Весна Признаки весны. Природные явления весной. Фенологические наблюдения. Растения весной. Цветение растений. Опыление растений. Деревья весной Сокодвижение у деревьев. Цветение деревьев. Первоцветы. Сохранение природы (опасность поджога сухой травы). Выращивание рассады. Уход за растениями. Наблюдение за появлением корней черенков традесканции. Звери весной. Поведение животных весной. Появление потомства. Насекомые весной. Появление и превращения насекомых. Какую пользу и вред приносят насекомые природе. Прилёт птиц. Пение птиц. Поведение птиц весной. Строительство гнёзд. Поведение рыб и земноводных. Наблюдения за развитием насекомых. Краски, звуки и запахи весны. Деятельность человека в природе. Садовые работы. Уход за животными. Раздел 3. Лето Наступление лета по фенологическому и астрономическому календарю. Периоды лета. Развитие растений летом. Насекомоопыляемые растения. Роль плодов и семян в жизни растения. Ядовитые дикорастущие растения. Наблюдения за растениями. Определение возраста сосны. Цветочный календарь. Правила сбора, этикетирования и оформления гербария и других биологических коллекций. Оборудование и его назначение. Разнообразие птичьих гнёзд. Забота о потомстве у птиц. Связь строения ноги и клюва птицы с её образом жизни. Развитие земноводных и насекомых. Особенности сезонного питания животных. Приспособление к среде обитания. Животные и растения, живущие в сходных условиях обитания. Предмет изучения экологии. Взаимосвязи в природе. Влияние окружающей среды на живые организмы. Забота об урожае. Учимся безопасности при нахождении в лесу. Дары природы. Практикумы: Рисование соками овощей и фруктов; Условия прорастания луковиц лука; Скорость прорастания луковиц лука; Получение отпечатков коры деревьев; Получение отпечатков листьев; Игра «Береги природу»; Как правильно засушить растения; Наблюдение за жизнью муравейника; Новогодние украшения из тростника; Почему почва не промерзает под снегом; Изготовление новогодних украшений (снежинки); Исследование образования льда и его свойств; Изготовление новогодних игрушек из природных материалов.; Фенологические наблюдения; Рисование соками растений; Наблюдение за прорастанием семян фасоли; Наблюдение за появлением корней черенков традесканции; Наблюдение за прилётом и пением птиц; Наблюдение за развитием головастиков; Наблюдение за развитием личинки комара; Определение возраста у двустворчатого моллюска; Наблюдение за температурой воздуха в летние месяцы; Наблюдение за цветением растений летом; Определение возраста сосны; Наблюдение за суточным ритмом одуванчика (раскрытием и закрытием соцветия); Исследование состава газонной растительности; Наблюдение за строительством паутины и питанием паука. Экскурсии: Природа вокруг меня; Осень в зоопарке; Зимний парк; Зима в зоопарке; Природное сообщество. III. Тематическое планирование. Название раздела Мой мир Осень Зима Провожаем зиму Весна Лето Всего 1 класс 2 класс 5ч 5ч 10ч 8ч 6ч 5ч 4ч 5ч 5ч 7ч 3ч 4ч 33 ч 34 ч 3 класс 4 класс 5ч 5ч 10ч 10ч 6ч 6ч 4ч 4ч 5ч 5ч 4ч 4ч 34 ч 34 ч Часть 1. Раздел. 1 Мой мир № п/п 1. 2. Тема Основное содержание Природа — наш дом Значение природы в жизни человека. Отношение человека к Природа в моей жизни Природа как источник всего необходимого для жизни человека: воздуха, воды, пищи 3. 4. Моя роль в жизни Сохранение природы. Деятельность человека по природы сохранению природы Что помогает мне Органы чувств. Их роль в познании природы познавать природу 5 Как изучают природу 6. Какое помогает 7-8 9. Экскурсия. Наблюдение. Эксперимент ( опыт) оборудование Измерения при проведении опыта. Измерительные приборы проводить ( часы, линейка, термометр) Природа Многообразие в природе. Форма и окраска листьев. вокруг меня Отпечатки коры деревьев Природа в творчестве Природа как источник духовного, эстетического, эмоционального и интеллектуального развития человека 10. Играем и повторяем Природа в жизни человека: польза и вред природе. Раздел 2. Осень Тема № п/п 11. Времена года Основное содержание Смена времён года. Влияние времени года на жизнь человека 12. Осень пришла 13. Растения осенью 14. Осенние листья 15 Деревья осенью Признаки осени. Наступление лета по фенологическому и астрономическому календарю Изменения растений осенью Многообразие окраски осенних листьев Взаимосвязь растительного и животного мира 16. Г рибы Роль грибов в природе 17 Подготовка жилища. Запас корма. Смена окраски. Животные готовятся к зиме 18 Насекомые осенью Подготовка к подкормке животных зимой. Наблюдение за муравейником 19 Птицы осенью Поведение птиц осенью 20 Звери осенью 2122 Экскурсия Осень в зоопарке Изменения окраски и поведения животных осенью Правила поведения в зоопарке Наблюдения за изменениями животных осенью 23 Осень в моей жизни Деятельность человека осенью. Охрана природы 24 Играем и повторяем Что важного и интересного я узнал об осени Раздел 3. Зима № п/п 25 Тема Зима настала Основное содержание Признаки зимы Наступление лета по фенологическому и астрономическому календарю 26 Снежинки Наблюдение за снежинками. Почему почва не промерзает под снегом 27 Снег и лёд 28 Растения зимой 29 Экскурсия. Зимний Исследование образования льда и его свойств Природа зимой Изучение следов животных парк 30-31 Животный мир зимой 32 Я готовлюсь к Новому Изготовление новогодних игрушек из природных матералов году 33-34 Резервное время Подкормка животных. Трудности жизни животных зимой Тематическое планирование. Часть 2. Раздел 1. Провожаем зиму № п/п Тема Основное содержание 1 Птицы зимой Подкормка птиц. Изготовление кормушки. Запас корма. 2 Звери зимой Забота о зверях и рыбах в зимнее время. 3-4 Зима в зоопарке Особенности поведения животных в зоопарке. 5 Зима в моей жизни Деятельность человека зимой. Охрана природы. 6 Играем и повторяем Что важного и интересного я узнал о зиме. Раздел 2. Весна № п/п 7 Тема Весна идёт Основное содержание Признаки весны. Природные явления весной. Фенологические наблюдения 8 Растения весной Цветение растений. Опыление растений 9 Деревья весной Сокодвижение у деревьев. Цветение деревьев 10 Первоцветы Первоцветы. Сохранение природы ( опасность поджога сухой травы) 11 Как из семени вырастить растение 12 Уход за растениями 13 Звери весной 14 Насекомые весной Выращивание рассады. Прорастание семян фасоли Правила ухода за растениями. Наблюдение за появлением Поведение животных весной. Появление потомства Появление и превращения насекомых. Какую пользу и вред приносят насекомые природе 15 Птицы весной Прилет птиц. Пение птиц. Поведение птиц весной. Строительство гнезд 16 17 Обитатели водоема Поведение рыб и земноводных. Наблюдение за развитием весной. головастиков Обитатели водоема Наблюдение за развитием личинки комара. Определение весной. возраста у двустворчатого моллюска Краски, звуки и запахи весны 18 В весеннем лесу. 19 Экскурсия ( 2ч.) 20 Весна в моей жизни Деятельность человека в природе. Садовые работы. Уход за животными 21 Я играю и повторяю Что важного и интересного я узнал о весне Раздел 3. Лето № п/п Тема 22 На пороге лето Основное содержание Наступление лета по фенологическому и астрономическому календарю. Периоды лета 23 Растения летом Развитие растений летом. Насекомоопыляемые растения, Роль плодов и семян в жизни растения. Ядовитые 24 Я изучаю жизнь растений Наблюдения за растениями. Определение возраста сосны. Цветочный календарь 25 26 Как собирают гербарий и Правила сбора, этикетирования и оформления гербария и другие биологические других биологических коллекций. Оборудование и его Я наблюдаю за птицами Разнообразие птичьих гнезд. Забота о потомстве у птиц. Связь строения ноги и клюва птицы с её образом жизни 27 Животные летом Развитие земноводных и насекомых. Особенности сезонного питания животных 28 Природное 29 сообщество. 30 Наука экология Приспособление к среде обитания. Животные и растения, живущие в сходных условиях обитания Предмет изучения экологии Взаимосвязи в природе. Влияние окружающей среды на живые организмы 31 Лето в моей жизни Забота об урожае. Учимся безопасности при нахождении в лесу. Дары природы 32 Я играю и повторяю 33 Резервное время 34 Что важного и интересного я узнал о лете