Vneurochka_Ekologich_gram

Муниципальное образование Ейский район муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа № 26 имени Ивана Андреевича
Пулина ст. Должанской муниципального образования Ейский
район

УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от « 30 » августа 2023 года
Председатель педсовета
Н.В. Иванченко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По

курсу «Моя экологическая грамотность»

Уровень образования: начальное общее образование, 1-4 класс
Количество часов: 34

Рабочая программа составлена на основе Программы внеурочной
деятельности «Моя экологическая грамотность» авторы Е.Н. Дзятковская,
А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров, М.: Просвещение, 2019

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя
экологическая грамотность» авторы Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров, М.:
Просвещение, 2019
На преподавание курса «Моя экологическая грамотность» в 4 классе в МБОУ СОШ № 25
выделено 34 часа, 1 час в неделю.
Программы направлены на развитие у обучающихся мотивации и готовности к
повышению своей экологической грамотности.
Выполнение учащимися исследовательских проектов в рамках программ способствует
развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных
действий.
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества,
таких, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена
на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности;
способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни;
действовать предусмотрительно; осознанно придерживаться ресурсосберегающего
поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни; вести работу по
экологическому просвещению;
ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья,
материального благополучия.
Содержание программы структурировано в виде разделов-модулей:
— Экономное потребление: учусь быть взрослым.
— Экологическая безопасность в природной среде.
— Мой вклад в экологическое просвещение.
— Формула правильного питания.
Основными целями экологического образования являются формирование научного
знания:
 об экологических связях в окружающем мире, их противоречиях; экологических
рисках и способах их контроля;
 об этических и правовых нормах экологической безопасности;
 об историческом опыте экологической культуры разных народов;
 о правилах экологически сообразного здорового образа жизни;
 об экологической составляющей разных фрагментов культуры человечества.
Деятельностным средством формирования у обучающихся экологической
грамотности и основ экологической культуры выступает развитие у них
 экологического мышления,
 рефлексивно-оценочных действий по определению личностного смысла ценностей
природы, здоровья, экологической безопасности;
 способов экологически ориентированной проектной деятельности;
 готовности к общественной деятельности экологической направленности.
В разнообразных личностно и социально значимых учебно-проектных и социальнопрактических ситуациях с экологической и здоровьесберегающей тематикой можно
применить системно - деятельностный подход.
В программе соблюдается преемственная связь с внеурочной деятельностью начального
образования.
Формируется личный опыт самоограничения при решении ключевого противоречия
экологического сознания этого возраста «хочу — нельзя» и его эмоционально-ценностного переживания. Основными источниками содержания выступают экологические
образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве,
а также элементы научного знания.
Формируемые ценности:

природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение,
гражданское общество, этнокультурная и общероссийская идентичность; устойчивое
развитие страны; экологическая этика;
здоровье как личная и общественная категория; социальное партнёрство по вопросам
улучшения экологического качества окружающей среды и здоровья населения;
экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни;
экологическая культура; гражданская ответственность за настоящее и будущее своей
страны;
эколого-культурные традиции многонационального народа России.
Накапливается опыт проектирования экологически безопасной среды жизни; учебного и
социального позиционирования в жизненных экологических ситуациях в качестве
гражданина, представителя местного сообщества, потребителя, члена семьи.
Формируется опыт решения противоречий экологического сознания подросткового
возраста (индивидуальное — коллективное, мораль — право, наука — традиции бытового
поведения). Ведущие источники отбора содержания — наука, технология, экологическое
право, экологическая этика, экологическая культура разных социальных групп, отдельных
личностей.
Основное педагогическое средство организации работы факультатива: развивающие
ситуации учебно-проектного типа.
Программа направлена
 на развитие познавательных универсальных учебных действий младших
подростков: расширение видов источников информации, в которых обучающийся
может самостоятельно найти необходимую информацию, обработать её,
преобразовать и публично представить;
 освоение экосистемной познавательной модели и её применение для выявления
экологических опасностей в узнаваемых жизненных ситуациях;
 формирование коммуникативных умений работы в малых группах сотрудничества;
чувственно-эмоционального опыта общения с природными объектами;
 регулятивных умений осознанного самоограничения в целях ресурсосбережения;
ведения эколого-просветительской деятельности;
 субъект-субъектного непрагматического отношения к природе; ценности принципа
предосторожности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
В процессе обучения у обучающихся формируются личностные, метапредметные и
предметные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение
следующих результатов образования:
Личностные результаты предусматривают умения:
- оценивать значимость для личности эколого – культурного опыта коренных народов
своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;
- позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа
жизни, ресурсосберегающего поведения;
- выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному
потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;
- демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к
самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического
качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
Метапредметными результатами являются умения:
- объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения
взаимосвязей живого с окружающей средой;
- представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности
аналитических действий;

- рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать
индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;
- находит необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей
старшего поколения, специалистов;
- представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;
- перессказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;
- различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;
- называть признаки ложной информации, способы проверки информации на
достоверность;
- выполнять проект;
- называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её
действий;
- позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.
Предметными результатами являются представления:
- о научной области экологии, предмете её изучения;
- о принципе предосторожности;
- о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
- об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей
местности;
- о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности,
приспособление к ней, устранение её;
- о способах ресурсосбережения;
- о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении
материальных запросов и духовных потребностей человека;
Содержание рабочей программы соответствует содержанию авторской программы.
Виды
учебной
деятельности:
научно-исследовательская,
организационнокоммуникативная, рефлексивно-оценочная, креативная, проектная, ролевая игра,
проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно
полезная практика, а также трудовая и профильная ориентация.
Формы учебной деятельности:
исследовательская работа в библиотеке, Интернете; деятельность редколлегии школьной
газеты «ЭКООКО», пресс-конференция «Наши полезные советы»;
оформление информационного уголка , проекты-исследования по экономному
использованию энергии, предметов, материалов; дискуссии, ролевые ситуационные игры;
просветительские проекты.
Содержание работы школы экологической грамотности структурировано в виде четырех
разделов-модулей.
Раздел 1. Экономное потребление: учусь быть взрослым направлен на развитие
ценностей бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, в художественных
произведениях, в верованиях разных народов. Необходимость экономии природных
ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении
для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его долголетия. В области
ресурсосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.
Раздел 2. Экологическая безопасность в природной среде направлен на формирование
экологической безопасности человека в условиях местной природы, на формирование
своего отношения к красоте природы, как к источнику творческого вдохновения,
эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования, возможности
духовного общения с природой у разных народов. Аргументировать суждения о роли
природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья
человека.
Раздел 3. Мой вклад в экологическое просвещение направлен на развитие
регулятивного умения осознанного самоограничения цели просветительской работы и ее

формы, экологического грамотного поведения. Участие в просветительских акциях:
публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление
плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов.
Раздел 4. Формула правильного питания направлен на формирование грамотного
правильного питания, умению обосновывать и аргументировать свой выбор полезные и
вредные для здоровья человека продуктов питания. Участие в просветительских акциях,
публично представлять результаты своих исследований.
Цели и результаты курса в 4 классе формулируются на личностном, метапредметном и
предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования в
области экологии и здоровья.
Требования к уровню подготовки обучающихся 4 классов процессе реализации
программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности на базе центра обрьзования
«Точка роста» естественно-научного направления « Моя экологическая грамотность»
обучающиеся 4 класса
должны знать:
- о научной области экологии, предмете её изучения;
- о принципе предосторожности;
- о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
- об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей
местности;
- о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности,
приспособление к ней, устранение её;
- о способах ресурсосбережения;
- о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении
материальных запросов и духовных потребностей человека;
должны уметь:
- давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;
- применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической
опасности в реальной жизненной ситуации;
- устанавливать причинно – следственные связи между ограниченностью природных
ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;
- называть источники информации, из которых можно узнать об экологических
опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;
- приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного
природопользования в местных условиях.
Цели школьного экологического здоровьесберегающего образования определяются
приоритетными общенациональными задачами обеспечения экологического качества
окружающей среды;
здоровья и экологической безопасности граждан страны;
международными рекомендациями в области образования в интересах устойчивого
развития как генеральной гуманитарной стратегии XXI в., направленной на выживание
человечества и предотвращение глобальной экологической катастрофы.
На этапе основной школы решается задача формирования экологически образованной
личности с экологическим стилем мышления, осознающей ответственность за личный
вклад в экологическую безопасность страны, со сформированной гражданской и
нравственной позицией, готовностью к социальному партнёрству, законопослушанию;
исследовательским, коммуникативным и практическим действиям по сохранению и
улучшению качества окружающей среды, здоровья людей, безопасности жизни в
интересах устойчивого развития общества.
Содержание программы

Раздел 1. Экономное потребление: учусь быть взрослым -10 часов
Чувство меры как признак взрослости. Ценность экономности, не расточительности,
рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре,
художественных произведениях, верованиях разных народов, в международной Хартии
Земли. Причины формирования сходных ценностей у разных народов. Ограниченность
природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление экологической
ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и
долголетия.
Ресурсосбережение, его виды. Энергосбережение, экономное использование изделий из
дерева, бережное расходование пресной воды и др. Готовность к самоограничению в
целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека и
безопасности жизни
Раздел 2. Экологическая безопасность в природной среде — 10 часов.
Безопасность общения с природой для человека. Экологическая безопасность человека
в условиях местной природы (клещи, змеи, состояние источников питьевой воды и др.).
Природа в жизни человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья
человека. Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов
человека; его духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с
живым, его познании. Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных
народов. Чувство единения с природой. Ценность эстетической привлекательности
природной среды. Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его
экологической культуры.
Раздел 3. Мой вклад в экологическое просвещение —6 часов
Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. Формы
просвещения (личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступления и др.).
Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской,
природной среде
Раздел 4. Формула правильного питания (9 ч.)
Развиваем экологическую зоркость. Экология как область научного знания.
работы в малых группах сотрудничества.
Продукты разные нужны, блюда разные важны. Режим питания. Энергия пищи. Где и как
мы едим. Ты – покупатель. Кухни разных народов. Кулинарная история. Как питались на
Руси и в России. Необычное кулинарное путешествие.
Календарно-тематическое планирование
«Моя экологическая грамотность» 4 класс.
Планирование составлено по Программе внеурочной деятельности «Моя экологическая
грамотность» авторы Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров.
Общее количество часов 34, 1 час в неделю.
№ п/п Наименование раздела Характеристика основных Плановые
Фактические
видов
деятельности сроки
и темы
обучающихся
прохождения
Раздел 1. Экономное потребление: учусь быть взрослым (10 ч)
1 – я четверть
1 Вводное занятие
Ценность бережного
2
отношения
к
природным ресурсам

Приводить примеры (из
фольклора,
художественных

в фольклоре.
3

Ценность бережного
отношения
к
природным ресурсам
в
художественных
произведениях.

4

Ценность бережного
отношения
к
природным ресурсам
в верованиях разных
народов.

5

Ограниченность
природных ресурсов
на
планете.
Экономическое
потребление
как
проявление
экологической
ответственности

6

Энергосбережение.

7

Экономное
использование
изделий из дерева.

8

Бережное
расходование
пресной воды.

9

Готовность
к
самоограничению в
целях
сохранения
качества
окружающей среды.

10

Международная
Хартия Земли.

произведений,
религиозных
текстов)
нерасточительного
отношения к природным
ресурсам. Своими словами
пересказывать
смысл
рекомендаций
Хартии
Земли
по
бережному
отношению к природе.
Объяснять
необходимость экономии
природных
ресурсов,
рационального
природопользования,
чувства
меры
в
повседневном потреблении
для здоровья окружающей
среды, здоровья человека и
его долголетия.
Выполнять
проект в
области
ресурсосбережения,
бережного
расходования
пресной воды, изделий из
дерева и др.
Обосновывать роль
ресурсосбережения
для
безопасности государства,
развития экономики, роста
благосостояния населения,
его здоровья.
Высказывать свое мнение
по
вопросам
самоограничения
при
потреблении материальных
благ в целях сохранения
качества
окружающей
среды.
Представлять
результаты
проектов в
классной газете.

.

Раздел 2. Экологическая безопасность в природной среде (10 ч)
Экологическая
11
Доказывать,
что
безопасность человека в природные
ресурсы
условиях
местной являются
источником
природы.
удовлетворения не только
но
и
Роль
природы
в материальных,
12
потребностей
сохранении
и духовных
человека.
укреплении
здоровья
Выражать свое отношение
человека.

13

Природные ресурсы как
источник
удовлетворения
материальных запросов
человека.

14

Природа и духовные
потребности человека.

15

Чувственноэмоциональное
общение человека
природой.

с

16

Культурные традиции
духовного общения с
природой у разных
народов.

17

Чувство единения
природой.

18

Фотоокно в природу.

19

Ценность эстетической
привлекательности
природной среды.

20

Отсутствие
следов
пребывания человека в
природе как показатель
его культуры.

с

к красоте природы, как к
источнику
творческого
вдохновения,
эмоционального
благополучия, духовного
самосовершенствования.
Описывать возможности
духовного
общения
с
природой
у
разных
народов.
Высказывать аргументиро
ванные суждения о роли
природы в сохранении и
укреплении
психологического
и
нравственного
здоровья
человека.
Составлять инструкцию
по
экологически
грамотному поведению в
природной
среде,
учитывающему
местные
экологические
риски
(кровососущие насекомые,
ядовитые змеи, состояние
питьевых источников).
Обосновывать целесообра
зность такого поведения с
точки
зрения
экологической
безопасности личности и
сохранения экологической
безопасности личности и
сохранения экологического
качества природной среды.

Раздел 3. Мой вклад в экологическое просвещение (6 ч)
21
Просвещение и его Называть цели
формы.
Правила просветительской работы
и ее формы.
экологически
грамотного поведения. Формулировать правила
экологически грамотного
Личный пример.
22
поведения в школе, дома,
в городской, сельской
23
Плакат.
местности,
природной
среде.
Буклет. Листовка.
24
Описывать личный опыт
экологически грамотного
Выступление.
25
поведения.
Участвовать в
Экологический театр.
26
просветительских акциях
(публичные выступления;

уроки для школьников,
родителей; выпуск газеты,
изготовление
плакатов,
листовок,
коллективное
обсуждение
кинофильмов).
Раздел 4. Формула правильного питания (9 ч.)
Продукты
разные Называть полезные и
27
нужны, блюда разные
вредные
для
здоровья
важны.
человека
продукты,
обосновывать
и
28
Режим питания.
аргументировать
свой
выбор.
29
Доказывать, что вид и
Энергия пищи.
качество пищи напрямую
связаны
с
состоянием
30
Где и как мы едим.
здоровья человека.
Составлять грамотное
31
меню, с учетом возраста и
Ты – покупатель.
состояния
здоровья
человека.
32
Кухни разных народов. Описывать личный опыт
правильного питания.
33
Приводить
Кулинарная история.
примеры полезных
кулинарных
традиций
34
народов разных стран и
разных культур.
Выполнить
Как питались на Руси и проект «Необычное
в России. Необычное кулинарное путешествие».
кулинарное
Участвовать в
путешествие.
просветительских акциях,
публично
представлять
результаты
своих
исследований.
ИТОГО:

34 ч

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность», 5-6
классы, авторы Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, А. Ю. Либеров. - М.:
Просвещение, 2012 г. (Работаем по новым стандартам).
2. Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг.- М.: Агар,2000.
3. Гагарин А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации
экологического образования и воспитания. – М.: Московский городской психологопедагогический институт,2000.

4. Гринин А. С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при
чрезвычайных ситуациях.- М.: ФАИР – ПРЕСС, 2000.
5. Дзятковская Е. Н. Экологическая безопасность в школе и дома.- М.: Образование и
экология, 2009.
6. Захлебный А. Н. На экологической тропе. – М.:Педагогика,2009.
7. Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе /
А. Н. Захлебный, И. Т
8. Маглыш С. С. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе.- М.:
ТетраСистемс, 2009.
9. Пономарёва О. Н. Народные традиции в экологическом образовании.- М.:
Скрипторий, 2004.
10. Ревель П. Среда нашего обитания.- М.: Мир,2005.
Для учащихся
1. Дзятковская Е. Н. Учусь общаться: / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и
экология, 2009.
2. Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном. Беседы прошлых лет / Д. С. Лихачёв.
— М.: Прогресс, 1997.
3. Селевко Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование:
НИИ школьных технологий, 2009. - Ч. 4, 9, 10, 17, 19, 20.
4. Селевко Г. К. Утверждай себя / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ
школьных технологий, 2006. — Ч. 5-7, 9, 11, 13, 14.
5. Селевко Г. К. Управляй собой / Г. К.. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ
школьных технологий, 2006. — Ч. 6—14.
6. Трешневиков А. Н. Экологический букварь: для сред, и ст. кл. — М.: ЭКОСинформ, 1995.
Психология: учеб. пособие: 6 кл. / под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Изд-во МПСИ, 2007.
1. Хартия Земли — http://earthcharter.ru
Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф.
Церцек. — М.: Либирея-Бибинформ, 2007.
1. Экологический атлас для школьников / под ред. А. Т. Зверева. - М.: АСТ-Пресс,
2001.
Учебное оборудование
- компьютер
- проектор
- экран
- видеофильмы
- изобразительные инструменты и материалы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».