Муниципальное образование Ейский район муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа № 26 имени Ивана Андреевича Пулина ст. Должанской муниципального образования Ейский район УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол №1 от « 30 » августа 2023 года Председатель педсовета Н.В. Иванченко РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По курсу «Моя экологическая грамотность» Уровень образования: начальное общее образование, 1-4 класс Количество часов: 34 Рабочая программа составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность» авторы Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров, М.: Просвещение, 2019 Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность» авторы Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров, М.: Просвещение, 2019 На преподавание курса «Моя экологическая грамотность» в 4 классе в МБОУ СОШ № 25 выделено 34 часа, 1 час в неделю. Программы направлены на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности. Выполнение учащимися исследовательских проектов в рамках программ способствует развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий. Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; действовать предусмотрительно; осознанно придерживаться ресурсосберегающего поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни; вести работу по экологическому просвещению; ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия. Содержание программы структурировано в виде разделов-модулей: — Экономное потребление: учусь быть взрослым. — Экологическая безопасность в природной среде. — Мой вклад в экологическое просвещение. — Формула правильного питания. Основными целями экологического образования являются формирование научного знания: об экологических связях в окружающем мире, их противоречиях; экологических рисках и способах их контроля; об этических и правовых нормах экологической безопасности; об историческом опыте экологической культуры разных народов; о правилах экологически сообразного здорового образа жизни; об экологической составляющей разных фрагментов культуры человечества. Деятельностным средством формирования у обучающихся экологической грамотности и основ экологической культуры выступает развитие у них экологического мышления, рефлексивно-оценочных действий по определению личностного смысла ценностей природы, здоровья, экологической безопасности; способов экологически ориентированной проектной деятельности; готовности к общественной деятельности экологической направленности. В разнообразных личностно и социально значимых учебно-проектных и социальнопрактических ситуациях с экологической и здоровьесберегающей тематикой можно применить системно - деятельностный подход. В программе соблюдается преемственная связь с внеурочной деятельностью начального образования. Формируется личный опыт самоограничения при решении ключевого противоречия экологического сознания этого возраста «хочу — нельзя» и его эмоционально-ценностного переживания. Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а также элементы научного знания. Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение, гражданское общество, этнокультурная и общероссийская идентичность; устойчивое развитие страны; экологическая этика; здоровье как личная и общественная категория; социальное партнёрство по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды и здоровья населения; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; экологическая культура; гражданская ответственность за настоящее и будущее своей страны; эколого-культурные традиции многонационального народа России. Накапливается опыт проектирования экологически безопасной среды жизни; учебного и социального позиционирования в жизненных экологических ситуациях в качестве гражданина, представителя местного сообщества, потребителя, члена семьи. Формируется опыт решения противоречий экологического сознания подросткового возраста (индивидуальное — коллективное, мораль — право, наука — традиции бытового поведения). Ведущие источники отбора содержания — наука, технология, экологическое право, экологическая этика, экологическая культура разных социальных групп, отдельных личностей. Основное педагогическое средство организации работы факультатива: развивающие ситуации учебно-проектного типа. Программа направлена на развитие познавательных универсальных учебных действий младших подростков: расширение видов источников информации, в которых обучающийся может самостоятельно найти необходимую информацию, обработать её, преобразовать и публично представить; освоение экосистемной познавательной модели и её применение для выявления экологических опасностей в узнаваемых жизненных ситуациях; формирование коммуникативных умений работы в малых группах сотрудничества; чувственно-эмоционального опыта общения с природными объектами; регулятивных умений осознанного самоограничения в целях ресурсосбережения; ведения эколого-просветительской деятельности; субъект-субъектного непрагматического отношения к природе; ценности принципа предосторожности. Личностные, метапредметные и предметные результаты В процессе обучения у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия. Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования: Личностные результаты предусматривают умения: - оценивать значимость для личности эколого – культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни; - позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения; - выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам; - демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни. Метапредметными результатами являются умения: - объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой; - представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий; - рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений; - находит необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов; - представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла; - перессказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её; - различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них; - называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность; - выполнять проект; - называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий; - позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта. Предметными результатами являются представления: - о научной области экологии, предмете её изучения; - о принципе предосторожности; - о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях; - об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности; - о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её; - о способах ресурсосбережения; - о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека; Содержание рабочей программы соответствует содержанию авторской программы. Виды учебной деятельности: научно-исследовательская, организационнокоммуникативная, рефлексивно-оценочная, креативная, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика, а также трудовая и профильная ориентация. Формы учебной деятельности: исследовательская работа в библиотеке, Интернете; деятельность редколлегии школьной газеты «ЭКООКО», пресс-конференция «Наши полезные советы»; оформление информационного уголка , проекты-исследования по экономному использованию энергии, предметов, материалов; дискуссии, ролевые ситуационные игры; просветительские проекты. Содержание работы школы экологической грамотности структурировано в виде четырех разделов-модулей. Раздел 1. Экономное потребление: учусь быть взрослым направлен на развитие ценностей бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, в художественных произведениях, в верованиях разных народов. Необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его долголетия. В области ресурсосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др. Раздел 2. Экологическая безопасность в природной среде направлен на формирование экологической безопасности человека в условиях местной природы, на формирование своего отношения к красоте природы, как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования, возможности духовного общения с природой у разных народов. Аргументировать суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека. Раздел 3. Мой вклад в экологическое просвещение направлен на развитие регулятивного умения осознанного самоограничения цели просветительской работы и ее формы, экологического грамотного поведения. Участие в просветительских акциях: публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов. Раздел 4. Формула правильного питания направлен на формирование грамотного правильного питания, умению обосновывать и аргументировать свой выбор полезные и вредные для здоровья человека продуктов питания. Участие в просветительских акциях, публично представлять результаты своих исследований. Цели и результаты курса в 4 классе формулируются на личностном, метапредметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования в области экологии и здоровья. Требования к уровню подготовки обучающихся 4 классов процессе реализации программы внеурочной деятельности В ходе реализация программы внеурочной деятельности на базе центра обрьзования «Точка роста» естественно-научного направления « Моя экологическая грамотность» обучающиеся 4 класса должны знать: - о научной области экологии, предмете её изучения; - о принципе предосторожности; - о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях; - об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности; - о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её; - о способах ресурсосбережения; - о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека; должны уметь: - давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»; - применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации; - устанавливать причинно – следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства; - называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней; - приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях. Цели школьного экологического здоровьесберегающего образования определяются приоритетными общенациональными задачами обеспечения экологического качества окружающей среды; здоровья и экологической безопасности граждан страны; международными рекомендациями в области образования в интересах устойчивого развития как генеральной гуманитарной стратегии XXI в., направленной на выживание человечества и предотвращение глобальной экологической катастрофы. На этапе основной школы решается задача формирования экологически образованной личности с экологическим стилем мышления, осознающей ответственность за личный вклад в экологическую безопасность страны, со сформированной гражданской и нравственной позицией, готовностью к социальному партнёрству, законопослушанию; исследовательским, коммуникативным и практическим действиям по сохранению и улучшению качества окружающей среды, здоровья людей, безопасности жизни в интересах устойчивого развития общества. Содержание программы Раздел 1. Экономное потребление: учусь быть взрослым -10 часов Чувство меры как признак взрослости. Ценность экономности, не расточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, художественных произведениях, верованиях разных народов, в международной Хартии Земли. Причины формирования сходных ценностей у разных народов. Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление экологической ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия. Ресурсосбережение, его виды. Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др. Готовность к самоограничению в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни Раздел 2. Экологическая безопасность в природной среде — 10 часов. Безопасность общения с природой для человека. Экологическая безопасность человека в условиях местной природы (клещи, змеи, состояние источников питьевой воды и др.). Природа в жизни человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с живым, его познании. Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов. Чувство единения с природой. Ценность эстетической привлекательности природной среды. Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры. Раздел 3. Мой вклад в экологическое просвещение —6 часов Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. Формы просвещения (личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступления и др.). Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской, природной среде Раздел 4. Формула правильного питания (9 ч.) Развиваем экологическую зоркость. Экология как область научного знания. работы в малых группах сотрудничества. Продукты разные нужны, блюда разные важны. Режим питания. Энергия пищи. Где и как мы едим. Ты – покупатель. Кухни разных народов. Кулинарная история. Как питались на Руси и в России. Необычное кулинарное путешествие. Календарно-тематическое планирование «Моя экологическая грамотность» 4 класс. Планирование составлено по Программе внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность» авторы Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. Общее количество часов 34, 1 час в неделю. № п/п Наименование раздела Характеристика основных Плановые Фактические видов деятельности сроки и темы обучающихся прохождения Раздел 1. Экономное потребление: учусь быть взрослым (10 ч) 1 – я четверть 1 Вводное занятие Ценность бережного 2 отношения к природным ресурсам Приводить примеры (из фольклора, художественных в фольклоре. 3 Ценность бережного отношения к природным ресурсам в художественных произведениях. 4 Ценность бережного отношения к природным ресурсам в верованиях разных народов. 5 Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономическое потребление как проявление экологической ответственности 6 Энергосбережение. 7 Экономное использование изделий из дерева. 8 Бережное расходование пресной воды. 9 Готовность к самоограничению в целях сохранения качества окружающей среды. 10 Международная Хартия Земли. произведений, религиозных текстов) нерасточительного отношения к природным ресурсам. Своими словами пересказывать смысл рекомендаций Хартии Земли по бережному отношению к природе. Объяснять необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его долголетия. Выполнять проект в области ресурсосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др. Обосновывать роль ресурсосбережения для безопасности государства, развития экономики, роста благосостояния населения, его здоровья. Высказывать свое мнение по вопросам самоограничения при потреблении материальных благ в целях сохранения качества окружающей среды. Представлять результаты проектов в классной газете. . Раздел 2. Экологическая безопасность в природной среде (10 ч) Экологическая 11 Доказывать, что безопасность человека в природные ресурсы условиях местной являются источником природы. удовлетворения не только но и Роль природы в материальных, 12 потребностей сохранении и духовных человека. укреплении здоровья Выражать свое отношение человека. 13 Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека. 14 Природа и духовные потребности человека. 15 Чувственноэмоциональное общение человека природой. с 16 Культурные традиции духовного общения с природой у разных народов. 17 Чувство единения природой. 18 Фотоокно в природу. 19 Ценность эстетической привлекательности природной среды. 20 Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его культуры. с к красоте природы, как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования. Описывать возможности духовного общения с природой у разных народов. Высказывать аргументиро ванные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека. Составлять инструкцию по экологически грамотному поведению в природной среде, учитывающему местные экологические риски (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников). Обосновывать целесообра зность такого поведения с точки зрения экологической безопасности личности и сохранения экологической безопасности личности и сохранения экологического качества природной среды. Раздел 3. Мой вклад в экологическое просвещение (6 ч) 21 Просвещение и его Называть цели формы. Правила просветительской работы и ее формы. экологически грамотного поведения. Формулировать правила экологически грамотного Личный пример. 22 поведения в школе, дома, в городской, сельской 23 Плакат. местности, природной среде. Буклет. Листовка. 24 Описывать личный опыт экологически грамотного Выступление. 25 поведения. Участвовать в Экологический театр. 26 просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов). Раздел 4. Формула правильного питания (9 ч.) Продукты разные Называть полезные и 27 нужны, блюда разные вредные для здоровья важны. человека продукты, обосновывать и 28 Режим питания. аргументировать свой выбор. 29 Доказывать, что вид и Энергия пищи. качество пищи напрямую связаны с состоянием 30 Где и как мы едим. здоровья человека. Составлять грамотное 31 меню, с учетом возраста и Ты – покупатель. состояния здоровья человека. 32 Кухни разных народов. Описывать личный опыт правильного питания. 33 Приводить Кулинарная история. примеры полезных кулинарных традиций 34 народов разных стран и разных культур. Выполнить Как питались на Руси и проект «Необычное в России. Необычное кулинарное путешествие». кулинарное Участвовать в путешествие. просветительских акциях, публично представлять результаты своих исследований. ИТОГО: 34 ч ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 1. Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность», 5-6 классы, авторы Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, А. Ю. Либеров. - М.: Просвещение, 2012 г. (Работаем по новым стандартам). 2. Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг.- М.: Агар,2000. 3. Гагарин А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. – М.: Московский городской психологопедагогический институт,2000. 4. Гринин А. С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях.- М.: ФАИР – ПРЕСС, 2000. 5. Дзятковская Е. Н. Экологическая безопасность в школе и дома.- М.: Образование и экология, 2009. 6. Захлебный А. Н. На экологической тропе. – М.:Педагогика,2009. 7. Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т 8. Маглыш С. С. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе.- М.: ТетраСистемс, 2009. 9. Пономарёва О. Н. Народные традиции в экологическом образовании.- М.: Скрипторий, 2004. 10. Ревель П. Среда нашего обитания.- М.: Мир,2005. Для учащихся 1. Дзятковская Е. Н. Учусь общаться: / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2009. 2. Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном. Беседы прошлых лет / Д. С. Лихачёв. — М.: Прогресс, 1997. 3. Селевко Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. - Ч. 4, 9, 10, 17, 19, 20. 4. Селевко Г. К. Утверждай себя / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2006. — Ч. 5-7, 9, 11, 13, 14. 5. Селевко Г. К. Управляй собой / Г. К.. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2006. — Ч. 6—14. 6. Трешневиков А. Н. Экологический букварь: для сред, и ст. кл. — М.: ЭКОСинформ, 1995. Психология: учеб. пособие: 6 кл. / под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Изд-во МПСИ, 2007. 1. Хартия Земли — http://earthcharter.ru Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. — М.: Либирея-Бибинформ, 2007. 1. Экологический атлас для школьников / под ред. А. Т. Зверева. - М.: АСТ-Пресс, 2001. Учебное оборудование - компьютер - проектор - экран - видеофильмы - изобразительные инструменты и материалы