Муниципальное образование Ейский район муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа № 26 имени Ивана Андреевича Пулина ст. Должанской муниципального образования Ейский район УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол №1 от « 30 » августа 2023 года Председатель педсовета Н.В. Иванченко РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По курсу «Познаём физику» Уровень образования: основное общее образование, 7 класс Количество часов: 34 2 Пояснительная записка Обучение осуществляется при поддержке Центра образования естественнонаучной направленности «Точка роста», который создан для развития у обучающихся естественно-научной, математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественно-научной направленности, а также для практической отработки учебного материала по учебному предмету «Физика». Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства. Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю 1. 2. 3. 4. 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) Цели и задачи программы: развитие умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; развитие интереса и творческих способностей учащихся при освоении ими метода научного познания на феноменологическом уровне; формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живём; воспитание убеждённости в возможности познания законов природы. Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач: приобретение учащимися знаний о первоначальном строении вещества, механических, физических величинах, характеризующих эти явления; формирование у учащихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространённые и значимые для человека явления природы; овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки; формирование у учащихся собственной картины Мира на научной основе, которая дополняет художественно-образную его картину, создаваемую другими дисциплинами; подведение школьников к пониманию причинно-следственных связей; предварительное знакомство детей с языком и методами физики и других естественных наук; подготовка учащихся к сознательному усвоению систематического курса физики и других наук естественного цикла. понимание отличия научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и 3 культурных потребностей человека. Раздел 2 Результаты освоения курса Личностные результаты: •сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; •самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; •мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; Метапредметные результаты Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Раздел 3 Содержание учебного курса Тема № 1Введение. Обзор тем курса. Техника безопасности. Тема № 2 Свойства жидкости. 11ч Как зависит объем вытесненной воды от формы тела. Плавание различных тел. Почему в воде тела кажутся более легкими. Почему одни тела тонут, а другие нет. Явление смачивания жидкостью тел. Плавание судов. Воздухоплавание. Урок игра. Брейн-ринг Загадки ребусы. Тема № 3. Наша атмосфера- 8ч. Атмосфера. Её влияние на микроклимат Земли. Атмосферное давление. Доказательство атмосферного давления. Зависимость атмосферного давления от высоты. Знакомство с прибором для измерения давления «барометр». Влияние атмосферного давления на живые организмы. Тема № 4.Звук вокруг нас-14ч. Источники звуков. Различные звуки. Знакомство с прибором камертон. Получение звуков разной частоты. Причина возникновения звуков. Эхо. Эхолокация. Высокий и низкий тембр. Экскурсия. Звуки природы. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ Внеурочная работа по физике может быть организована в следующих формах: 4 Экскурсии кружки, секции круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества олимпиады, конкурсы соревнования, поисковые и научные исследования общественно полезные практики и т. д. Виды учебной деятельности Слушание учителя Слушание и анализ докладов Отбор материала из нескольких источников Написание докладов, рефератов Просмотр познавательных фильмов Поиск объяснения наблюдаемым событиям Определение свойств приборов по чертежам и моделям Анализ возникающих проблемных ситуаций Опыт и исследовательская деятельность Решение различных экспериментальных задач Сборка электроцепей Использование измерительных приборов Постановка опытов Диагностика и устранение неисправностей приборов Конструирование и моделирование Раздел 4 Календарно –тематическое планирование № занят ия Тема занятия 1 Введение. дата Колво уроко план в 1 Свойства жидкости. 11ч 2 Как зависит объем вытесненной воды от формы тела. 1 3 Измерение объёмов тел различными способами. 1 4 Плавание различных тел? 1 5 Почему в воде тела кажутся более легкими. 1 6 Почему одни тела тонут, а другие нет? 1 7 Плавание судов. 1 8 Мастерим кораблики. 1 5 факт 9 Явление смачивания жидкостью тел. 1 10 Проект. 1 11 Брейн-ринг 1 12 Урок игра. 1 Наша атмосфера- 8ч. 13 Атмосфера 1 14 Атмосферное давление 1 15 Измеряем атмосферное давление 1 16 Зависимость атмосферного давления от высоты. 1 17 Влияние атмосферного давления на погоду. 1 18 Влияние атмосферного давления на живые организмы 1 19 Влияние атмосферного давления на человека. 1 20 Измерение давления человека. 1 Звук вокруг нас-13ч. 21 Источники звуков. 1 22 Орган слуха человека. 1 23 Одинаковый ли слух у животных 1 24 Причина возникновения звуков 1 25 Музыкальные инструменты. 1 26 Самодельные «музыкальные» инструменты. 1 27 Эхо. Эхолокация. 1 28 Экскурсия. Звуки улицы. 1 29 День непослушания 1 30 Игра урок. Высокий и низкий тембр. 1 31 Экскурсия. Звуки природы 1 32 Проект 1 33 Эксскурсия: цвет тел 1 6 19.05 34 Итоговый урок 26.05 Раздел 5 Список литературы. 1. Физика в занимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М.: АСТ: Астрель; Владимир: 2010. 2. Занимательные опыты Свет и звук. Майкл Ди Специо. М.: АСТ: Астрель, 2008г. 3. Простые опыты. Забавная физика для детей. Ф.В.Рабиза. «Детская литература » Москва 2002г. 4. Физика для малышей. Л.Л. Сикорук изд. Педагогика, 1983 г. 5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., ТЦ Сфера,2000 6. Приёмы и формы в учебной деятельности . Лизинский В.М. М.: Центр «Педагогический поиск»2002г Интернет ресурсы. 1. Физика для самых маленьких WWW mani-mani-net.com. 2. Физика для малышей и их родителей. WWW solnet.ee/school/04html. 3. Физика для самых маленьких WWW yoube.com Цифровые образовательные ресурсы и оборудование: Цифровая лаборатория «Точка роста» 7