ПРИНЯТО на педагогическом совете МБОУ ООШ№26 Протокол №___ от ______ ____г. Председатель________ Белокреницкая О.В. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ООШ№26 ________ Н.В. Иванченко Приказ №113 от 16.09.2024 ПОЛОЖЕНИЕ об организации и работе логопедического пункта МБОУ ООШ№26 им. И.А. Пулина ст-цы Должанской МО Ейский район ПОЛОЖЕНИЕ об организации и работе логопедического пункта МБОУ ООШ№26 им. И.А. Пулина ст-цы Должанской МО Ейский район 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение составлено в соответствии с Законом РФ «Об образовании», типовым Положением об общеобразовательном учреждении, Санитарными правилами, Уставом школы, Инструктивным письмом № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» МО РФ от 14.12.2000г. 1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и работы логопедического пункта в школе. 2. Цели и задачи. Логопедический пункт создается в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи. Основными задачами логопедического пункта являются: - коррекция нарушения в развитии устной и письменной речи обучающихся. 3. Порядок комплектования и организация деятельности. 3.1. Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении при наличии одного - девяти классов 1 ступени начального общего образования, находящемся в сельской местности. 3.2. В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ. 3.3. Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи учащихся, которое производится с 1 по 30 сентября. 3.4. Обследованные учащиеся заносятся в список зачисленных.(приложение №1). Зачисление в логопедический пункт из числа обследованных производится в течение всего учебного года, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе школьного образования. 3.5. На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, в обучении по адаптированной основной образовательной программе учительлогопед заполняет речевую карту. 3.6. Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в конце учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи. 3.7. Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и подгрупповые. Подгруппы создаются в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи. 3.8. Продолжительность подгруппового занятия 40 минут, индивидуального 30- 40 минут. 3.9. Темы подгрупповых и индивидуальных занятий и учет посещаемости отражается в журнале логопедических занятий. 3.10. В случае необходимости учитель-логопед может рекомендовать (по согласию с родителями или их законными представителями) консультации со специалистами. 3.11. Ответственность за посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несет учитель-логопед, классный руководитель, родители. 3.12. Учитель-логопед предоставляет ежегодный отчет о работе логопедического пункта руководителю общеобразовательного учреждения. 3.13. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения, и родителям (законным представителям. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией, комплектование групп. Учитель-логопед: а) проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. б) поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медикопедагогических комиссий; в) участвует в работе методических объединений учителей-логопедов; г) представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте . Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарногигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием. 4. Направления деятельности логопедической службы. Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям: • Аналитико-диагностическая работа - комплексное логопедическое обследование устной и письменной речи учащихся; сбор, анализ и диагностика речевых расстройств; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы; составление расписания занятий; подготовка необходимой документации для участия в работе школьного психолого- медикопедагогического консилиума. • Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведётся на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых логопедических занятий. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ученика к моменту выпуска и доводятся до сведения классного руководителя, администрации школы и родителей. • Методическая работа направлена на: - повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда; - обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у учащихся; - повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса; 5.Организация логопедической работы. 1. На логопедические занятия зачисляются учащиеся, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи; фонетико-фонематическое недоразвитие; фонематическое недоразвитие; недостатки произношения – фонетический дефект; заикание; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи). В первую очередь на логопедические занятия зачисляются обучающиеся, с недостатками речи, которые препятствуют успешному усвоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи). Основной формой организации логопедической работы являются индивидуальные занятия. 2. Периодичность и продолжительность логопедических занятий зависит от режима работы учреждения и определяется тяжестью речевого дефекта. 3. В часы консультаций учитель-логопед проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, более тщательно обследуя речь детей; даёт рекомендации обучающимся и их родителям по коррекции фонетического дефекта; проводит консультации с родителями и учителями по определению тяжести речевого дефекта; оформляет необходимую документацию. 4. Время перерывов между групповыми и индивидуальными занятиями учитель-логопед может использовать для того, чтобы: сопровождать детей, проверить письменные работы, подготовить наглядный материал. 6.Функциональные обязанности учителя-логопеда В соответствии с Типовым положением о логопедическом пункте при общеобразовательном учреждении: • учителями-логопедами назначаются лица, имеющие дефектологическое образование; • учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном для учителей общеобразовательной школы, предусмотренном законодательством для общеобразовательных учреждений; • учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной патологией речи, оптимальное комплектование групп, качество коррекционного обучения детей с нарушениями устной и письменной речи (так называемых речевых ошибок); • учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям и родителям в определении причин неуспеваемости «речевых» учащихся и дает рекомендации по их преодолению: с этой целью учитель-логопед проводит регулярные занятия с учащимися логопатами, осуществляет коррекционно- воспитательную работу по предупреждению и преодолению неуспеваемости, обусловленной первичным речевым дефектом, осуществляет систематическую связь с учителями с целью совместного педагогического воздействия на учащихся-логопатов. Логопед информирует общеобразовательное учреждение о задачах, содержании и результатах работы логопедического пункта, ведет разъяснительную работу среди педагогов и родителей, участвует в работе методических объединений учителей-логопедов, составляет ежегодный отчет, отражающий результаты коррекционного воздействия, предоставляя его администрации и органам управления образованием; • учитель-логопед школьного логопункта осуществляет связь с дошкольными образовательными учреждениями для детей с нарушениями речи, логопедами и врачами специалистами детских поликлиник, психологомедико-педагогических комиссий и консультаций; • учитель-логопед повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам; • оплата труда учителя-логопеда при школьном логопункте производится из расчета 20 астрономических часов: из них 2 часа — для консультативной работы и оформления документации. Основания: • Приказ МП РСФСР 1Ч. 400 от 8.06. 1990 г. • Решение коллегии Министерства образования РФ от 8.04.1995 «0 типовом положении о логопедическом пункте при общеобразовательной школе». • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 2. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение 1. Учителем-логопедом назначается специалист, имеющий высшее дефектологическое образование или окончивший специальный факультет по специальности «логопедия». 2. Ставка заработной платы учителя-логопеда устанавливается за 20 астрономических часов педагогической работы в неделю, из которых 18 часов отводятся для работы с детьми в группах, подгруппах и индивидуально. На консультативную работу используются 2 часа. 3. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном для учителей общеобразовательных школ. 4. Для проведения логопедической работы выделяется кабинет площадью не менее 20 кв. метров, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям. Функции руководителей школы и учителя-логопеда 1. Непосредственное руководство и контроль за работой учителя-логопеда осуществляется руководителем образовательного учреждения. 2. Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель. 3. Учитель-логопед осуществляет систематическую связь с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и классными руководителями учащихся, имеющих речевые нарушения, посещает уроки с целью выработки правильного речевого режима в классе. 4. На администрацию школы возлагается ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание и ремонт помещения.