МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26 ИМЕНИ ИВАНА АНДРЕЕВИЧА ПУЛИНА СТАНИЦЫ ДОЛЖАНСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН Муниципальное образование Ейский район РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель МО гуманитарного цикла Зам. директора по УВР Директор ________________________ МБОУ ООШ № 26 ______________ Вышегородцева О.Н. ____________________ Осколкова Е.А. Протокол № 1 от «30» 08 Протокол № 1 от «30»08 2024 г 2024 г. Иванченко Н.В. Приказ № от «30» 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1580432) учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 класса ст. Должанская 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО. Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля. Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п. Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения. Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основными задачами ОРКСЭ являются: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностносмысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ – культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации. Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе один час в неделе, общий объем составляет 34 часа. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину; формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни; понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии; строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму; соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания; строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь; понимать необходимость обогащать свои знания о духовно нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей; понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий; овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Универсальные учебные действия Познавательные УУД: ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества – мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного); использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление); применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала; признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Работа с информацией: воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике; использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео); находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа); анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность. Коммуникативные УУД: использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения; создавать небольшие текстыописания, текстырассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственноэтических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике. Регулятивные УУД: проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения; проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении; анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности); выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла; проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета. Совместная деятельность: выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать; владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты; готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося: выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовнонравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской традиции; первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики; раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви; рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции; рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями; рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста; раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей; распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл (православный крест) и значение в православной культуре; рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами; излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести; выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной духовнонравственной культуре, традиции. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ" № п/ п 1 2 Наименование разделов и тем программы Россия — наша Родина Культура и религия. Введение в православную духовную традицию Количество часов Всего 1 2 Контрольны е работы 0 0 Практичес кие работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 0 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia.co m 0 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia.co m 0 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia.co m https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia.co m 3 Во что верят православные христиане 4 Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему 4 0 0 5 Отношение к труду. Долг и 2 0 0 4 0 https://cleverlab.pro ответственность 6 7 Милосердие и сострадание Православие в России 8 Православный храм и другие святыни 9 Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники 10 Христианская семья и её ценности Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia.com 2 5 3 6 3 0 0 0 0 0 0 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia.com 0 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia.com 0 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia.com 0 0 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia.com https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia.com 11 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 2 1 0 34 1 0 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia.com ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС № п/п 1 2 Количество часов Тема урока Россия — наша Родина Культура и религия Всего 1 1 Контрольн ые работы 0 0 Практическ ие работы 0 0 Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 05.09.2024 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com 12.09.2024 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com 3 Введение в православную духовную традицию. Как христианство пришло на Русь 4 Во что верят православные христиане. Бог, мир,человек 5 6 7 Библия Ошибка первых людей Вдали от рая 1 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 19.09.2024 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com 26.09.2024 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com 03.10.2024 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com 10.10.2024 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com 17.10.2024 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com 8 Православие в России. В ожидании Спасителя. 9 Золотое правило христианства. Десять заповедей. 10 Православный календарь. Благовещение.Рождеств о Христово 11 12 Праздники. Богоявление. Искушение в пустыне Нагорная проповедь 1 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 24.10.2024 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com 07.11.2024 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com 14.11.2024 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com 21.11.2024 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com 28.11.2024 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com 13 14 15 16 17 Евангельские притчи Долг и ответственность. Крест Пасха Итоговые учебные проекты. Православие в России. Храмы России 1 1 1 1 1 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 05.12.2024 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com 12.12.2024 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com 19.12.2024 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com 26.12.2024 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com 16.01.2025 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com 18 19 20 21 22 Символический язык православной культуры. Икона Церковно славянский язык Символический язык православной культуры. Молитва Церковь Милосердие и сострадание. Причастие 1 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 23.01.2025 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com 30.01.2025 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com 06.02.2025 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com 13.02.2025 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com 20.02.2025 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com 23 Добро и зло в православной культуре. Покаяние 24 Патриотизм многонационального и многоконфессионально го народа России. Подвиг 25 26 27 Христианская семья и её ценности. Брак Родители и дети Монашество 1 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 27.02.2025 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com 06.03.2025 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com 13.03.2025 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com 20.03.2025 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com 03.04.2025 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com 28 29 30 31 32 Отношение к труду. Труд и творчество Любовь — вершина добродетелей Суд Божий и суд человеческий Любовь и уважение к Отечеству. Отечество земное и небесное Православие в России. 1 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 10.04.2025 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com 17.04.2025 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com 24.04.2025 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com 01.05.2025 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com 08.05.2025 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com 33 34 Итоговый урок Обобщающий урок ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 0 1 0 0 34 2 0 15.05.2025 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com 22.05.2025 https://cleverlab.pro Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia. com УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учебник: в 2 частях, 4 класс/ Васильева О.Ю., Кульберг А.С., Корытко О.В. и другие; под науч. ред. Васильевой О.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Кубань. Традиция. Культура. Методическое пособие в 3х частях. Часть1 Вера /Под редакцией протоиерея Александра Игнатова, кандидата педагогических наук, руководителя ОРОиК Екатеринодарской епархии. Авторы составители: А.М. Газдалиева, Т.Н. Колмычек, О.Н. Логачева. Краснодар: ПринтТерра, 2019. 208 с. 2.Кубань. Традиция. Культура. Методическое пособие в 3х частях. Часть2 Надежда /Под редакцией протоиерея Александра Игнатова, кандидата педагогических наук, руководителя ОРОиК Екатеринодарской епархии. Авторы составители:С.А. Кравец, С.И. Самко, Н.В. Тананко, т.и. Трофименко. Краснодар: ПринтТерра, 2019. 208 с. 3.Учебное пособие для среднего школьного возраста "Уроки добротолюбия"священник Алексей Мороз, педагог Т.А. Берсенева СТИСЪ Санкт Петербург, 2004 г. 4. Л.Л. Шевченко Учебное пособие для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Духовно нравственная культура. Православная культура. 1 9 классы Творчество. Православные мастера и их творения. Соработничество. М.:Центр поддержки культурноисторических традиций Отечества, 2013 г. 5.Митрополит Исидор (Кириченко) Судьба России в свете православия Книга для чтения при изучении курса "Основы православной культуры" в общеобразовательных учреждениях. "Православный Екатеринодар", "Троицкое слово", 2007 г. 6.Борис Ганаго "Навстречу детским сердцам"Первые беседы для детей. Изательство Белорусского экзархата, 2003г. 7. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры : методическое пособие для учителя к учебнику под научной редакцией О. Ю. Васильевой «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. В двух частях» / М. А. Соловьёва, О. В. Корытко, А. А. Данилов. — Москва : Просвещение, 2021. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1.Православные библиотеки: kraevs.ru , eleon.orthodox.ru , nika.com.ua (библиотека православного христианина, книги, аудиотека, видеотека), www.mannalib.com (библиотека духовной поэзии), ecr.pravoverie.ru (собрание записей радиопередач по правослсвию). 2.Православные мультимедиа ресурсы:pravmedia.com 3. Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru 4.Всемирная история в интернете http://www.hrono.ru 5.История стран и цивилизаций http://www.istorya.ru 6.Коллекция: мировая художественная культура http://artclassic.ru 7.http://svetoch.ucoz.ru – основы православной веры в презентациях 8. https://cleverlab.pro Сообщество учителей. 9.http://rojdestvo.paskha.ru/children детский сайт о Рождестве 10.http://parables.ru/main17.html детские притчи 11.http://www.sitedetyam.ru 12.задания по ссылке experimentopk.pravolimp.ru/lessons/ 13.http:// www.proshkolu.ru/user/elenalic/blog/297053/ 14. http://rushill07.narod.ru/knigi.files/dlya_detey.html аудио и видео коллекция 15.http://pedagogprav.ucoz.ru/index/filmy/010 сайт православных педагогов 16.http://www.smislzhizni.ru/poslovitsiipogovorki/366odobre православие рассказы, притчи 17.http://dnkultura.ortox.ru/glavnaja Уроки духовнонравственной культуры, авт. Осадчая О.О 18.http://skaz.ru/read/alnev для ОПК о Святой Руси рассказы русских писателей