СОГЛАСОВАНО Председатель ПК ________ Белокреницкая О.В «30» августа 2022г. СОГЛАСОВАНО Директор МБОУ ООШ№ 26 им. И.А. Пулина ст-цы Должанской ___________Н.В. Иванченко «30» августа 2022г. ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 26 им. И. А. Пулина ст-цы Должанской МО Ейский район ст-ца Должанская 2022г. ПОЛОЖЕНИЕ О школьной библиотеке муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы №26 им. И. А. Пулина ст. Должанской МО Ейского района (наименование образовательной организации) 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение о школьной библиотеке определяет уровень базисных требований и руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями правительства Российской Федерации, документами и нормативными актами Министерства образования РФ, Законами Российской Федерации: «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012; «О библиотечном деле» № 78 – ФЗ от 29.12.1994; «В соответствии с ФЗ о противодействии экстремисткой деятельности» № 114 – ФЗ от 25.02.2002, «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436 - ФЗ от 29.12.2010, « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской федерации» №124 - ФЗ от 24.07 1998,нормативными правовыми актами, Уставом МБОУ ООШ №26 ст-цы Должанской; в соответствии с требованиями ФГОС, 2.4.2.282. 1.2 Библиотека является структурным подразделением основной образовательной школы № 26, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами 1.3 Деятельность библиотеки (далее – школьная библиотека) отражается в уставе школы. 1.4 Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы: - формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ; - их адаптация к жизни в обществе; - создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ. Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства образования Российской Федерации, инструкциями Министерства иностранных дел Российской Федерации, Уставом школы, положением о библиотеке, утвержденным директором школы. 1.5 Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о школьной библиотеке и Правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором школы. 1.6 Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания библиотеки. 1.7 Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями. 2. Задачи школьной библиотеки. 2.1 Формирование в школьной среде мировоззрения и духовнонравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию. В целях противодействия экстремисткой деятельности, в пределах своей компетентности, осуществление профилактических, в том числе воспитательных, пропагандистских мер, направленных на предупреждение экстремисткой деятельности. Распространение среди читателей библиотеки информационных материалов, содействующих повышению уровня толерантного сознания школьников. Недопущение наличия в фонде литературы экстремистской направленности и иной информации, негативно влияющей на несовершеннолетних. 2.2. Обеспечение участникам образовательного процесса: учащимся, педагогическим работникам, родителям (далее — пользователям) доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); цифровом и иных носителях. 2.3.Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала. 2.4. Формирование навыков независимого пользователя библиотеки: обучение поиску, отбору и критической оценке информации. 2.5. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий. 2.6.Формирование у пользователей навыков информационной культуры: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, оказание методической консультационной помощи. 2.7. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе компьютеризации библиотечноинформационных процессов. 3. Основные функции. 3.1. Библиотека формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы: комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации; осуществляет размещение, организацию и сохранность документов; 3.2. Создает информационную продукцию: осуществляет аналитическую переработку информации; организует и ведет справочно-библиографический аппарат; обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции; 3.3.Обеспечивает защиту детей от вредной для их здоровья и развития информации. 3.4.Осуществляет сверку фондов библиотеки с федеральным списком поступающих в библиотеку документов (на любых носителях) экстремистского содержания 2 раза в месяц. Проделанная работа фиксируется в «Журнале сверки с «Федеральным списком экстремистских материалов». При обнаружении запрещенных материалов экстремистского содержания составляется акт с целью недопущения попадания их в фонд открытого доступа. 3.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание пользователей; предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения интересов и информационных потребностей; создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности; организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления, разрабатывает библиографические пособия (списки, указатели и т. п.), библиографические обзоры, организует выставки, оформляет стенды и т. п. для обеспечения информирования пользователей о печатных и нетрадиционных ресурсах; содействует членам педагогического коллектива и администрации школы в организации образовательного процесса и досуга обучающихся. 3.6. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников: выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий; содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации; осуществляет накопление и систематизацию информации по предметам, разделам и темам; осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций); 3.7. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей обучающихся: удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей; консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся. 4. Организация деятельности библиотеки. школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент, читальный зал, отдел учебников и отдел методической литературы по предметам. библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы школьной библиотеки. в целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает библиотеку: гарантированным финансированием комплектования библиотечноинформационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно); необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН; телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами; ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки; библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с уставом школы. Режим работы школьной библиотеки определяется заведующим библиотекой (библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы. 5. Управление. Штаты. 5.1 Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом школы. 5.2 . Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор школы. 5.3 Руководство школьной библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности школьной библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом школы. 5.4 Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается директором школы, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения. 5.5 Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы: положение о библиотеке, правила пользования библиотекой; структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на основе объемов работ, определенных положением о школьной библиотеке с использованием «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках» (Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. № 6); планово-отчетную документацию; технологическую документацию; порядок комплектования штата школьной библиотеки регламентируется уставом школы; в целях обеспечения дифференцированной работы школьной библиотеки могут вводиться должности: заведующий библиотекой, библиотекарь. трудовые отношения работников школьной библиотеки и средней школы регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде. 6. Права и обязанности библиотеки. 6.1 Работники школьной библиотеки имеют право: самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и положении о школьной библиотеке; проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры; рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов; изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки; иметь ежегодный отпуск в соответствии с локальными нормативными актами; быть представленными к различным формам поощрения; участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов. 6.2 Работник библиотек обязан: обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки; информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг; обеспечить научную организацию фондов и каталогов; осуществляет сверку фондов библиотеки с федеральным списком поступающих в библиотеку документов (на любых носителях) экстремистского содержания 2 раза в месяц. Проделанная работа фиксируется в «Журнале сверки с «Федеральным списком экстремистских материалов». При обнаружении запрещенных материалов экстремистского содержания составляется акт с целью недопущения попадания их в фонд открытого доступа; формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и запросами всех перечисленных выше категорий пользователей; совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; обеспечивать режим работы школьной библиотеки; отчитываться в установленном порядке перед директором школы; повышать квалификацию. 7. Права и обязанности пользователей библиотеки. 7.1 Пользователи библиотеки имеют право: получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания и другие источники информации; продлевать срок пользования документами; получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки; участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы. 7.2 Пользователи школьной библиотеки обязаны: соблюдать правила пользования школьной библиотекой; бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках; пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки; убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1—4 классов); возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки; заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования школьной библиотекой; полностью рассчитаться с школьной библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе. 7.3 Порядок пользования школьной библиотекой: запись в школьную библиотеку обучающихся производится по списочному составу класса, педагогических и иных работников школы в индивидуальном порядке, родителей (иных законных представителей) обучающихся — по паспорту; перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится ежегодно; документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр; читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку. 7.4 Порядок пользования абонементом: пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно; максимальные сроки пользования документами: — учебники, учебные пособия — учебный год; — научно-популярная, познавательная, художественная литература — 14 дней; — периодические издания, издания повышенного спроса — 7 дней; пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей. 7.5 Порядок пользования читальным залом: документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются; энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале; 7.6.Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке: работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному директором школы и в присутствии сотрудника библиотеки; разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно; работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям.