polozhenie_o_shkolnoj_biblioteke_2022-2023

СОГЛАСОВАНО
Председатель ПК
________ Белокреницкая О.В
«30» августа 2022г.

СОГЛАСОВАНО
Директор МБОУ ООШ№ 26
им. И.А. Пулина
ст-цы Должанской
___________Н.В. Иванченко
«30» августа 2022г.

ПОЛОЖЕНИЕ
О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
основной общеобразовательной школы № 26 им.
И. А. Пулина ст-цы Должанской МО Ейский район

ст-ца Должанская
2022г.

ПОЛОЖЕНИЕ
О школьной библиотеке
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
основной общеобразовательной школы №26 им. И. А. Пулина
ст. Должанской
МО Ейского района
(наименование образовательной организации)

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о школьной библиотеке определяет уровень
базисных требований и руководствуется федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями правительства Российской Федерации, документами и
нормативными актами Министерства образования РФ, Законами Российской
Федерации: «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012; «О библиотечном
деле» № 78 – ФЗ от 29.12.1994; «В соответствии с ФЗ о противодействии
экстремисткой деятельности» № 114 – ФЗ от 25.02.2002, «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436 - ФЗ от
29.12.2010, « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской федерации»
№124 - ФЗ от 24.07 1998,нормативными правовыми актами, Уставом МБОУ
ООШ №26 ст-цы Должанской; в соответствии с требованиями ФГОС,
2.4.2.282.
1.2 Библиотека является структурным подразделением основной
образовательной школы № 26, участвующим в учебно-воспитательном
процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса
на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами
1.3 Деятельность библиотеки (далее – школьная библиотека) отражается в
уставе школы.
1.4 Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы:
- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения
обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
- их адаптация к жизни в обществе;
- создание основы для осознанного выбора и последующего освоения
профессиональных образовательных программ.
Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации,
решениями
Министерства
образования
Российской
Федерации,
инструкциями Министерства иностранных дел Российской Федерации,
Уставом школы, положением о библиотеке, утвержденным директором
школы.
1.5 Порядок пользования источниками информации, перечень основных
услуг и условия их предоставления определяются Положением о школьной
библиотеке
и
Правилами
пользования
школьной
библиотекой,
утвержденными директором школы.

1.6 Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания библиотеки.
1.7 Организация обслуживания участников образовательного процесса
производится в соответствии с правилами техники безопасности и
противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
2. Задачи школьной библиотеки.
2.1 Формирование в школьной среде мировоззрения и духовнонравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на
принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому
миру и согласию. В целях противодействия экстремисткой деятельности, в
пределах своей компетентности, осуществление профилактических, в том
числе воспитательных, пропагандистских мер, направленных на
предупреждение экстремисткой деятельности. Распространение среди
читателей библиотеки информационных материалов, содействующих
повышению уровня толерантного сознания школьников. Недопущение
наличия в фонде литературы экстремистской направленности и иной
информации, негативно влияющей на несовершеннолетних.
2.2. Обеспечение участникам образовательного процесса: учащимся,
педагогическим работникам, родителям (далее — пользователям) доступа к
информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством
использования библиотечно-информационных ресурсов на различных
носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
цифровом и иных носителях.
2.3.Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала.
2.4. Формирование навыков независимого пользователя библиотеки:
обучение поиску, отбору и критической оценке информации.
2.5. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения новых информационных технологий.
2.6.Формирование у пользователей навыков информационной культуры:
обучение пользованию книгой и другими носителями информации, оказание
методической консультационной помощи.
2.7. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных
технологий. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг,
повышение их качества на основе компьютеризации библиотечноинформационных процессов.
3. Основные функции.
3.1. Библиотека формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов
школы:
 комплектует универсальный фонд учебными, художественными,
научными, справочными, педагогическими и научно-популярными
документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
 осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
3.2. Создает информационную продукцию:

 осуществляет аналитическую переработку информации;
 организует и ведет справочно-библиографический аппарат;
 обеспечивает информирование пользователей об информационной
продукции;
3.3.Обеспечивает защиту детей от вредной для их здоровья и развития
информации.
3.4.Осуществляет сверку фондов библиотеки с федеральным списком
поступающих в библиотеку документов (на любых носителях)
экстремистского содержания
2 раза в
месяц. Проделанная работа
фиксируется в «Журнале сверки с «Федеральным списком экстремистских
материалов». При обнаружении запрещенных материалов экстремистского
содержания составляется акт с целью недопущения попадания их в фонд
открытого доступа.
3.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание пользователей;

предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на
основе изучения интересов и информационных потребностей;

создает условия для реализации самостоятельности в обучении,
познавательной, творческой деятельности;

организует
обучение
навыкам
независимого
библиотечного
пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса
знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;

оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих
в процессе учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;

организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие
общей и читательской культуры личности, содействует развитию
критического мышления, разрабатывает библиографические пособия
(списки, указатели и т. п.), библиографические обзоры, организует выставки,
оформляет стенды и т. п. для обеспечения информирования пользователей о
печатных и нетрадиционных ресурсах;

содействует членам педагогического коллектива и администрации
школы в организации образовательного процесса и досуга обучающихся.
3.6. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:

выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы,
связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;

выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в
области педагогических инноваций и новых технологий;

содействует
профессиональной
компетенции,
повышению
квалификации;

осуществляет накопление и систематизацию информации по
предметам, разделам и темам;

осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры
новых поступлений и публикаций);

3.7. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание родителей обучающихся:

удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых
поступлениях в библиотеку;

консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с
информацией по воспитанию детей;

консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
4. Организация деятельности библиотеки.

школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент,
читальный зал, отдел учебников и отдел методической литературы по
предметам.

библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на
основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и
воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы
школьной библиотеки.

в целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях
информатизации образования и в пределах средств, выделяемых
учредителями, школа обеспечивает библиотеку:

гарантированным финансированием комплектования библиотечноинформационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);

необходимыми служебными и производственными помещениями в
соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике
безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности,
запыленности
помещения,
коррозионно-активных
примесей
или
электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;

телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и
необходимыми программными продуктами;

ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования
библиотеки;

библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.

Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и
имущества библиотеки.

Ответственность за систематичность и качество комплектования
основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в
соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических
изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет
директор школы в соответствии с уставом школы.

Режим работы школьной библиотеки определяется заведующим
библиотекой (библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего
распорядка школы.
5. Управление. Штаты.
5.1 Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и уставом школы.

5.2 . Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет
директор школы.
5.3 Руководство школьной библиотекой осуществляет заведующий
библиотекой (библиотекарь), который несет ответственность в пределах
своей компетенции перед обществом и директором школы,
обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за
организацию и результаты деятельности школьной библиотеки в
соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными
квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом
школы.
5.4 Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается директором
школы, может являться членом педагогического коллектива и входить в
состав педагогического совета общеобразовательного учреждения.
5.5 Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет
директору школы на утверждение следующие документы:
 положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
 структуру
и
штатное
расписание
библиотеки,
которые
разрабатываются на основе объемов работ, определенных положением о
школьной библиотеке с использованием «Межотраслевых норм времени
на
процессы,
выполняемые
в
библиотеках»
(Постановление
Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3
февраля 1997 г. № 6);
 планово-отчетную документацию;
 технологическую документацию;
 порядок
комплектования
штата
школьной
библиотеки
регламентируется уставом школы;
 в целях обеспечения дифференцированной работы школьной
библиотеки могут вводиться должности: заведующий библиотекой,
библиотекарь.
 трудовые отношения работников школьной библиотеки и средней
школы регулируются трудовым договором, условия которого не должны
противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
6. Права и обязанности библиотеки.
6.1 Работники школьной библиотеки имеют право:
 самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного
процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе
школы и положении о школьной библиотеке;
 проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и
кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной
культуры;
 рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов;
 изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с
инструкцией по учету библиотечного фонда;

 определять в соответствии с правилами пользования школьной
библиотекой, утвержденными директором школы, и по согласованию с
родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры
компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
 иметь ежегодный отпуск в соответствии с локальными нормативными
актами;
 быть представленными к различным формам поощрения;
 участвовать в соответствии с законодательством Российской
Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.
6.2 Работник библиотек обязан:
 обеспечить пользователям возможность работы с информационными
ресурсами библиотеки;
 информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой
услуг;
 обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
осуществляет сверку фондов библиотеки
с федеральным списком
поступающих в библиотеку документов (на любых носителях)
экстремистского содержания
2 раза в
месяц. Проделанная работа
фиксируется в «Журнале сверки с «Федеральным списком экстремистских
материалов». При обнаружении запрещенных материалов экстремистского
содержания составляется акт с целью недопущения попадания их в фонд
открытого доступа;
 формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными
перечнями учебных изданий, образовательными программами школы,
интересами, потребностями и запросами всех перечисленных выше
категорий пользователей;
 совершенствовать
информационно-библиографическое
и
библиотечное обслуживание пользователей;
 обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
 обеспечивать режим работы школьной библиотеки;
 отчитываться в установленном порядке перед директором школы;
 повышать квалификацию.
7. Права и обязанности пользователей библиотеки.
7.1 Пользователи библиотеки имеют право:
 получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
 пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
 получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
 получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале
печатные издания и другие источники информации;
 продлевать срок пользования документами;

 получать
тематические,
фактографические,
уточняющие
и
библиографические справки на основе фонда библиотеки;
 участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
 обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору
школы.
7.2 Пользователи школьной библиотеки обязаны:
 соблюдать правила пользования школьной библиотекой;
 бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать
страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам
на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
 поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе
библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
 пользоваться ценными и справочными документами только в
помещении библиотеки;
 убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при
обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки.
Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах
несет последний пользователь;
 расписываться в читательском формуляре за каждый полученный
документ (исключение: обучающиеся 1—4 классов);
 возвращать документы в школьную библиотеку в установленные
сроки;
 заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или
порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере,
установленном правилами пользования школьной библиотекой;
 полностью рассчитаться с школьной библиотекой по истечении срока
обучения или работы в школе.
7.3 Порядок пользования школьной библиотекой:
 запись в школьную библиотеку обучающихся производится по
списочному составу класса, педагогических и иных работников школы в индивидуальном порядке, родителей (иных законных представителей)
обучающихся — по паспорту;
 перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится
ежегодно;
 документом, подтверждающим право пользования библиотекой,
является читательский формуляр;
 читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю
документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
7.4 Порядок пользования абонементом:
 пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий
не более двух документов одновременно;
 максимальные сроки пользования документами:
— учебники, учебные пособия — учебный год;
— научно-популярная, познавательная, художественная литература — 14
дней;

— периодические издания, издания повышенного спроса — 7 дней;
 пользователи могут продлить срок пользования документами, если на
них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
7.5 Порядок пользования читальным залом:
 документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не
выдаются;
 энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в
единственном экземпляре документы выдаются только для работы в
читальном зале;
7.6.Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
 работа с компьютером участников образовательного процесса
производится по графику, утвержденному директором школы и в
присутствии сотрудника библиотеки;
 разрешается работа за одним персональным компьютером не более
двух человек одновременно;
 работа с компьютером производится согласно утвержденным
санитарно-гигиеническим требованиям.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».